Процесс Ольги Грабарь
М. Грушевський. Історія України-Руси.
МАУРО ОРБИНИ
СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
ИОРДАН
О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ
Император Константин VII Багрянородной(908-959) сочинение "Об управлении империей"
КНИГА ЕНОХА
О языке наших предков
Годский Алфавит
Глаголица
Кириллица
Украинская латиница
Ярыжка
Правописание «Русалки Днестровой»
Кулишовка
Драгомановка
Желеховка
Украинский алфавит
Руси́нский язы́к
|
МАУРО ОРБИНИ
СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
IL REGNO DEGLI SLAVI
О СЛАВЯНЕХ РУГЯНЕХ.
Сии были силнеишие, и велевластнеишие между всех Славян, жителствовали при мори Венедицком, или наипаче посреде тех вод, имеюще своего [61] Короля своиственного, и преславныи храм. Того ради причитали себе и первенство во всем оном роде Славянском предреченного моря; к томуже обдержаху остров Ругииски, седмь миль немецких длиною, такожде равен и шириною; земля так плодовита, что и ныне есть житница Седунезов или Шведов, якоже и Сицилия Римляном. Город столныи их Королевственныи Ругянов, нарицался Архоне, стоящь на зело высоком мысу острова того. От Востока и от Полудни окружен морем. Стенами толико высок, что едва стрелою из лука достизало до верхности их. Но уже того града не видится ниже след. А от Запада был великои, и крепкои роскат, которои его защищал. Некоторые писатели полагали Архон на ином острове нареченном Витора, отстоящем от Ругии шириною с едину реку, разорен от Гаралда Короля Готфского, и от Гемминга Короля Датского. Абрам Ортелии пишет, что где был Архон, древле был Венета город Славенскои зело превеличаиш сущих во Европе, и преславен к торгу от всех народов. Сеи град Венета, приимал вся протчыя народы. Однакоже егда тамо пребывали, не было попущено им жити по благочестью христианскому, егоже ради затвердел всегда в поганстве, даже до своего рассыпания. Но необретеся народ учтивеишии во обретениях обычаев, и странноприемнеишии и благостен паче cиx Славян [62] граждан Венецких. Кошорыи град Венешу Гелмалд поставил между устия Одеры, и города Камены, где видятся еще его следы, по мнению предреченного списателя; и не от иного чего учинилося его разорение, разве от несогласия их междуусобного. Которыи град Король Датскои, собрав пресилное воиско, и наступив на него, взял и опустошил и разорил до основания; Но живущии Ругяне во острове Ругииском в лето от Христа 809 учинив флот 830 караблеи, [моноксилов] напали на Королевство Датское с Фризиею Восточною, взяли и сожгли городы Алтенбург и Нежин, в которых взяли бесчисленную добычю. О чем прогневавшися Карл Великии, подвиг свои воиска, в лето 810 и на двух боях кровавеиших, одолев их, покорил под иго Христово, наложив на них дань, и приказал им имети в почтении особливом церковь святаго Виты, которого во оные времена, оные люди по премногу почитали. Платили усердно Ругяне дань Карлу при его жизни, а после его смерти, оставили дань купно с благочестием Христианским, и построили храм во Архоне. В которои принесли болван Святовита [которого они называли Святовичь] и толико мужие, елико и жены на всякои год приносили в сеи храм дань по единому пенязю с головы, и тако впадше в грубонечестие, покланялися сему идолу Святовиту, которои был учинен древяныи, возраста [63] гигантского, о четырех лицах, подобием фонаря, дабы от всякия страны храма виделося лицо идолово. Еще же онже был без бороды с кудрями со всякои стороны вырезаными, по употреблению власов Славян Ругянских, во одежде долгои даже до ног, держащь в правои руке рог из металла. Которыи рог наполнял вином поп един бородатыи, со многими церемониями и торжествы, и оставлял его наполнен до утра; ежели убудет или не убудет, гадатаиствовали, последование изобилию, или не дороду последующего года. Сеи же болван левою рукою подперса, на бедре в стороне виделася узда и седло коня его с мечем зело великим и украшеным. Стоял тот идол между четырех сводов каплицы, стоящие среди храма, завешен от всех стран завесами красными зело богатыми и украшенными. Един только поп в Каплицу в день, един точию пред идущии празднику, входил удержавая дыхание. И когда хотел отдохнути, бежав ко дверем, выставлял главу свою на ружу, да бы идол неосквернился дышанием смертным. Был един конь белои посвящен идолу, у которого из хвоста, или из гривы неповолено было выдернути власов, ниже кто мог садитися на него, опричь единаго токмо попа; Верил ослепленныи тои народ, что идол ездил на нем всякократно, егда он хотел разоряти их неприятелеи. А ко уверению истинны сея веры, [64] предлагали, что егда оставляли его с вечера во обыкновеннои его конюшне добре чищена и привязана, обретали его часто в конюшне на утрие вспотелаго и огрязненного, яко бы ездил в болшие пути нощию. От путешествия того коня, провещевали добрыи злыи случаи своих ратеи, и ради того окончания втыкали стоима 6 копеи в землю перед храмом парами едино против другова, равно расстоящые между собою, и ко всякои паре привязывали иное копие поперег, толико высоко от земли, что коню возможно и без прыгания было по верх проити; Потом в день уставленныи сему деиствованию, поп по долгих и торжественных молитвах, взяв с церемониями великими коня за узду, вождаше его чрез три поперечные оные копия. И ежели переступал вся три ногою правою, без всякия помешки правыя с левою, в некоторых предреченных чинах известны бываху о победе. И тако во пример противного; идолу же давали третью часть от добычеи и от всех корыстеи учиненных, и окроме того емуже было в его почтение особливое 300 конеи, и 300 человек с его страны, которые за него ходили на воину, которых всю добычю вручали верно попу, которыи все полагал в сокровище церковное, откуду никогда не было повольно выняти ни малеишую част; На всякои год по собрании доходов, жертвовали многие скоты сему идолу, и тогда же [65] некоторых христиан взятых на воине, которых кровию подтвержал поп, что зело оныи услаждался, после тоя жертвы приносили круглыи пирог великии, зделаныи из Муста, величеством вместителен содержати единаго человека, в которои вшедши поп вопрошал у людеи высоким голосом, ежели могут его видети, и все отвещавали ни; обращаяся молити идола, да бы в приидущии год хотя мало его могли видети. Само Король Датскии, между иных чужестранных, послал сему идолу едину чарку златую в дар, за что восприял почесть; понеже в кратком времени умер смертью нужною и лютою, что весма не помог ему Святовит.
Затвердели Ругяне в заблуждении Грубиянства на 350 лет, дондеже Валдемар Король Датскои, с силным флотом соединяс с Казимеровыми и Богославовыми Князеи Померанских, и Прибиславовыми Государя Обостритов Славян, вшедши в Ругию, победил cиx людеи свирепых, и возложа осил болвану Святовиту на шею, приказал разволочити по всему воиску в присутствии Славян. И потом рассещи на части и сжеч всенародно. Разсыпал храм до основания, со всяким служением побрал сокровищ, и учинил указ, да бы все оставили идолослужение, и восприяли служение истинного Бога, повелел построити 12 церквеи своим особливым иждивением, и тако весь остров учинил Христианами. [66]
Яромар Государь Ругянскии, утвердил оным людем образом и частыми поученми своими веру Христову, в сердцах шатающихся оного народа грубого и прежестокого паче всякого зверя, которыи был зело упрям во обращении паче всех прошчих народов Славянских моря Венедицкого или Балтииского. Предреченное же забобонство Святовитово у Ругянов имеющее силу, стояло многое время в сердцы у Боемлян, дондеже Блаженныи Вичеслав Князь Боемскии, дал им Мощи Святаго Виты, ради народного их почитания; обаче же не возмог истребити весма память идола Святовита. Понеже еще и ныне Боемляне не сохраняют поздравления частеишаго и всенароднеишаго, разве под провещеванием имене Вито, приемлюще приятелеи презжающх из далека с сими речми: ВИТЕИ ВИТЕИ; Показующе срадоватися о их здравии соблюденном дарованием Святовита. Идолослужение cиx Славян Венедов по частем. В протчем же имели в политике человеческои изрядные законы, и похвалные обыкности; Понеже убо великое попечение имели, да бы дети почитали родителеи и слушалися, и не обретался у них никто убог или проситель, за неже егда кто за немощствуете, или остареет, абие вручается в попечение наследником, да бы ими человеколюбезно управляемь был и питаемь. Были зело угодны и усердны и веледушны в странноприимстве. Странноприезжеи не требовал искати постоялого двора, понеже уже многие встречают, [67] и многие на перехват просят его, чтоб прияти изволил их угощение; И все что приобретали паханием поль, в рыболовлении или в зверинои ловли, харчили гостем, и к подаянию тщалися возможностью величаишею. Тии, кто был тороватеиш, да не реку роскошен в cиx вещех, творили и морские разбои нощию на мори, что бы по утру разделити грабеж странником. А ежели за случаи обрящется кто, что откажет постои страннику; было позволено всякому за то сожещи его дом со всем его веществом. Божба у них была возбранена между ими, понеже мнели, что присяга есть и кривоприсяга тоежде, во гнев мстителныи от Богов. Но которые были поиманы в каком погрешении непорядочном, тех распинали, утверждающе, что Крест не должен служити к чему иному, разве к казни злодеев. От сего начася гнушание толико Крестом, от чего мнози человецы Святии и Князи Христиане, до поту трудилися обратити их в веру Христову. Аще же и принуждены были усилством великим восприяти тую, однакоже часто возвращалися во идолослужение.
Юлииские в Померании, аки уже последние осталися восприяти веру Христову, в лето 1220. Магистр чина Тевктонского, вооружился на Славян Прусов, и одолев их тогда, первое ввел веру христианскую на языке Немецком, от чего погас аки весма язык Славян Пруских. [68]
Оглавление СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
|