Процесс Ольги Грабарь
М. Грушевський. Історія України-Руси.
МАУРО ОРБИНИ
СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
ИОРДАН
О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ
Император Константин VII Багрянородной(908-959) сочинение "Об управлении империей"
КНИГА ЕНОХА
О языке наших предков
Годский Алфавит
Глаголица
Кириллица
Украинская латиница
Ярыжка
Правописание «Русалки Днестровой»
Кулишовка
Драгомановка
Желеховка
Украинский алфавит
Руси́нский язы́к
|
МАУРО ОРБИНИ
СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
IL REGNO DEGLI SLAVI
НОВОНАСЕЛЕНИЕ СЛАВЯН В БОЕМИИ
[то есть в Чешскои земле]
И В ПОЛЬЩИ.
Чех Кроат, роду благородного, был между своими зело почтен, тои [учинил или по случаю или промыслом] убил некоторого из своих знатных, за что обвинен, и позыван на суд по законам, не восхотел стати на суд; гонителствуемь же от противные страны, болшая бо часть Кроации вооружишася ради защищения и охранения законов своих, на непокориводерзского Чеха. Но тои, да избудет ярости людеи, советовав с приятельми своими, взяв своего брата Леха с собою со своими сродниками и приятельми и рабами многочисленными, восприял путь чрез Паннонию верхнюю, соседнюю Моравляном, еже искати жительства твердаго во инои стране. Достигши же со своими людми в Моравию населенную, и в немалую часть Саксонии породы Славянскои, тамо остоновился на некое время. Моравляне показали ему едину страну ближнюю, нарицаемую Боемию, от них прежде жителствованную, по томже оставлену пусту, в неиже не многие Славяне осталися рассеяни по шелашам, сказующе ему тую ко обитанию зело пристоину. Чеху же пришедшему во определения последняя, угодно бысть cиe предложение, иде со своими людми [40] чрез горы Герчинские, не раздражая никого, сниде в Боемию пусту, владеемую токмо стадами овец и быков более, нежели людеи, которых обреталося мало, но и оные ни в чем не политичны, но пастухи, носяще власы долгие. Которыя сперва испужалися от приходу сего нового народа никогда еще виденного, потом разумевше, что от того же суть рода Славянского, поздравили новых гостеи, и обнималися, и подарили их гостинцами обыкновенными даватися другом, сиречь млеком, сыром и мясом, и дали им вожда в Боемию нижнюю. Чех же поиде до горы, из которые изходят реки Албия, иултавия нареченная Рип, еже глаголется видение, понеже от туду видятся зрением очес все поля пространные страны, и возшед на сию гору, и усмотрив здравость воздуха, и плодоносность земли, и изобильство пасств и бреги; воздвиже руки к Небеси возблагодарил Бога за толикая благодеяния восприятая, сотворил жертву от скотов с собою приведенных, по обычаю оного народа. И возвратившися ко своим, возбудил их ко труду, разделил землю всякои Фамилии, послал их строити домы и обитателства. И понеже были все искусны земледелствию поль, скоро и с радостью приложилися ко труждению; и в мало время умножилися Вандалами, и Далматяны, стекающимися на всяк день к народонаселению Боемии яко к месту отдаленному от мятежеи [41] военных; в малые годы доиде оное людонаселение в состоятелство единого знаменитого Королевства; Лех такожде возжелал быти заводчик другаго народа и другаго Королевства, просил своего брата Чеха, да отпустит его от ити со всеми оными хотящими ему последовати, еже искати иных пребывании во ином месте: обещавая возвратитися, ежели не обрящут пользы к их обитательству: соизволил ему Чех. И тако Лех со своими последовал чрез горы Северные. И дошед во оные места, которые ныне именуются Шилезия [шленск] и Полша наполнил их жителми, употребляя благочиние ко всем, и не показуяся никогда ниже славолюбив, ниже горд. Тожде такожде деиствовал его брат Чех во своем Королевстве. И ради вечные памяити o6oиx братии, Боемляне ныне нарицаются именем своего завотчика, Чехи; а Поляки от своего, Лехи. Боемия и Полша обитаемая от оных Славян, от природы вдалися во оружие, и множественны людми удалыми и поятными какое нибудь воинствовати злочинство; Воина, которую имел Карлус Крассо Император противу Боемов, за приятелство Гуннов; болши была сумнителна, и бедственна паче оных преждебывших с теми Гуннами и со Французы; Король зело пресловутыи Боемскии был Оттокарь пятыи, которои разширил свою державу от моря Балтииского, даже до Дуная, и до моря Адриатского, [42] и нетокмо Боемляне сами были храбровоенные и изрядные саидачники, но и жены и девицы оные страны были такожде природою храбровоинственны. Ибо восприявши оные употребление вседати на конь, возбуждати его к скаканию, обращати его вкруг, герцовати копием, носити колчан и саидак, и метати копеицем, ходити за охотою, и не оставляти дела надлежащего к воине управителнеишаго оных времен. Наипаче же некогда оные жены овладели Королевством, имевше правителницу себе Валашку девицу двора Королевы Либуссы, жены Примислава. Та во образ другия Пантазилеи Амазонки, бегая с подругами от содружества людеи, изшедши оная от места, господствовала 7 лет в Боемии, и убила своею рукою во един день 5 неприятелеи своих. Женщина зело мудра была, досужа и хитра, споспешествуема от другия пригожаишие лукавнеишие и немилосерднеишие именуемыя Сарка, которая дабы исходатаистовати смерть Стираду юноше силнеишему, и паче иных ко истреблению естества женского мужественному; употребила обман последующии: приказала она себе привязати руки и ноги ко пню древа, и положити на землю, при боке рог охотничеи, и сосуд пития отравного, которое отъимало ум кто его испиет, приказала засести подругам в таине, вместе не зело далеком. Но стояла одна многое время. Егда тамо пришел Стирад забавляяся на охоте, видя Сарку тако привязану, [43] подвижеся к милосердию, соблазнившися и прелстившися о ее красоте, вопросил ю о причине того немилосердаго положения. Ответствовала ему Сарка обманчивая, что то деиство есть ярости повелителницы ее Валашки, занеже не похотела последовати злочинствию ее к людем, за что та Валашка уже готова была предати ю смерти, но когда услышала его псов лаяние и ржание конеи, убежала, дабы паки по том возвратитися, и яко перешла беда пришествием его, и спаслася от конечные ее смерти; При том просила его благоприятство освободити ю, или розвязанием, или смертью власные его десницы, да бы невпасти паки во оные Валашкины руки немилосердые. Стирад же разрешив ю, вопрошаше о причине рога и сосуда, оная ответствовала, что питие определено есть ко продолжению ее жизни, да сотворит еи мучение чуятелнеишее; а что рог долженствовал положен быти на шею ее, ради знака, что она была за зверямя охотница. То рекши, испила сама часть от пития, против которого была пред ограждена охранителным лекарством, а остатнее дала Стираду. У негоже питие отъяло абие ум, и вложив рог во уста рек, хочю трубити в него на их уничижение; от чего возшумел и возгремел воздух и лес. Вышла Валашка со подругами вооруженными, от Западнаго места, поимали и связали злосчастного юношу. И приведши его в замок Великоградскои, убили [44] пред присутствием Короля Примислава и при всех людех. И да никто за баснословие почитает, что cиe воинствование женского полу в Боемии бысть, понеже обычаи древнеишии был в Сарматии, яко жены, бивалися с мущинами. Чин девицам был, еже стреляти из лука, седати на конь, и ездити на ловлю. А женам уже потом сеи чин, еже битии неприятеля. И егда девицы своего чина неисполняли казнь им была мучение погублением девства их, которое мучение вменялося великое во оные времена неискусозлобные. Мужество подобномысленное показала в недавных летех Матилда, жена роду Боемского, которая посягла за муж за графа верховного, уезду знаменитого, от которого родила сына с толикою болезнию. Но егда умер младенец, вскоре потом удумала себе не сообщатися впредь с мужем. Которои за cиe воздвиже оружие на жену, такожде и она прияла себе мощь, еже возпротивитися ему. И шедше на полевои бой, одолела, и взяла в полон Малтида мужа своего, и приказала ему отсещи главу; и никогда уже невосприяла мужа, наипаче подарила все свои земли, лежащие от Радикофана, Фортеции Санезе, даже до Цепарона, ныне же нарицаются Отчее наследие Святаго Петра, Церкви Римские.
Храбрости военнои Боемлян не уступали ни в чем Поляки, которые многажды разбивали до последнего истребления мужественнеишые воиска, водимые от [45] Тамберлана [то есть Темир аксака] и от Батыя. Разбили пресилное воиско Турецкое, которым командовал сам Салтан своею особою, порубили 80 тысяч. Побили такожде воиско Московское, победили Господ Ливонских, и Померанских, принудив их платити дань погодную, cиe бысть при Сигизмунде Короле Полском. Cиe Королевство в начале было наполнено народом Славянским, толико храбровоенным, и толико жестоким, что от того зело коснело их обращение ко благочестью Христову. Понеже Поляки были потоплены во Идолослужении преукорененном; Идоли же их первенственные были, Иовит или Дии, Марс или Apиc, наречен Леда бог воины, и датель побед; Плутон наимянованныи Hиa, податель лутчих Престолов во своем Царстве. Венеру или Афродиту называли Дидилиа, от сея прошали Многоплодия и сладострастия ко изобилию детеи, Диане или Артемиде дали имя Зевана или Зевониа, тои молилися о воздержании, и о щастливых звероловителствах, Цереру или Димитир, нарицали Марцана, от которыя ожидали плодородия Поль, и Древес. Покланялися Ветру, которои протекает по колосам жит, и по ветвиам древес, нарицающе его Догода, или Похвист, именем же Догодовым значили Ведро, а Похвистовым имянем нерастворение или ненастие воздуха; Такожде покланялися Леде матери Касторовои и Поллуксовои, [46] под именем Лада и Лелии и Полели, древнеишие их песни припевалися в их речах: Лада Лада, и Лели и Лели, Полели Полели.
В Боемии, в день недели четвертыя (в воскресенье) великого поста, постановлял народ на телеге болваны Марцанин и Зевонин, которых носили со славою и с пением плачевным. По томже вметали в Эзеро или в реку, на память того дня, сиречь 7 дня Марта месяца, в которыи день Мечислав учинил явно народныи указ, что бы сокрушати кумиры Идолские.
Боемляне во время своего Короля Боривоа и Королевы Людомилы, восприяли Крещение чрез Святоплуга Короля Моравского в лето 900. Но Поляки закоснели во Идолослужении даже до 965 лета, в неже деиством и тщанием Короля их Мечислава, пришли во Христианство сицевым образом; понеже Мечислав имел себе по употреблению обыкновенному оного народа Идолослужителного, седмь жен, с которыми аще и много лет совокуплялся, но неможаше раждати сынов, ради наследия себе на Королевство. Увещавали его некоторые Христиане обретавшыися во дворе его, еже оставити языческую поганую веру, ради восприятия веры Христа подателя сынов, и утешителя общего всех. И при том сопрящиси истинне и законне со единою точию женою Христианкою. Онже послал в Боемию просити себе в жену дщерь Дуки Болеслава, братоубиицы Владиславова, [47] почитаема за Святаго; Болеслав уступил дщерь, обаче за договором, что бы ему быти Христианином. Мечислав тому соизволил. И в самыи тоиже день лета 965 восприял в Гнезне Святое Крещение, и женился на Домбровке дщери Болеславлеи, и тако он при своеи жизни пекся вести и содержати по всему своему Королевству благочестие Христианское, посылая указы по всем градам; да бы во един некии день на то определенныи, сокрушили все идолы, и дабы крестилися кииждо. Литвяне такожде народ Славенскои, были зело упрямы во своем Идолослужении, покланяхуся вместо Бога своего первенственного огню, под именем Зничь, и их жерцы соблюдали его непрестанно в некоторых местех на то отлученных и во градех первенственных. Во своих немощах и болезнех, повелевали своим сродником советовати со Священниками о избытии от немощи, они же предстоя нощию пред огнем священным, по утру давали ответы мечтателные, уверяя их, яко видеша во огни стени немощного.
Воздаваху чести божественные Перуном [Громострелом] имели леса, и некоторые избранные древа освящены их капищам, и не было поволно никому сещи их, аще же по случаю разрушал кто закон, оныи преступник без наказания не оставлен был; понеже прогневанные демоны, или творяху его пасти [48] мертва, или развращенна которым либо удом. Воздаваху некоторую честь божества ехиднам и протчым змиям, из которых каждая порода имела некоторые особливости. Которых кормили попечением своиственным, приносяще ему жертвы от млека и от кур. Вменяли в напасть будущую породе, когда един от оных Идолов своиственныи убиен бывал, или восприимал некоторое поражение. На всякии год в 1 день Октября по собрании плодов, приносили жертву годовую и всеобщую, к которои стекалися жены и дети, банкетовали по три дни непрестанно от предложенных жертв принесенных Богом их. Егда возвращахуся с воины, жертвовали огню некоторые добычи, с каким либо полонеником. Стояху убо Литвяне Славяне в заблуждении Идолослужителства даже до лета 1385. В неже Королевство Полское правителствуемо было Годувигою девицою. К неиже послал Ягеллон Князь Литовский двух своих братеи, просити именем своим Гедувигу в жену, со обещанием еже прияти тоя благочестие Христианское, и соединити вечно Литву к Польще, и потщатися с ним о присоединении паки Померании, Хулмеца и Шлезии и протчая отчюждившаяся от оного Королевства; соизволением cиx предложении; Ягеллон приехал в Краков в лето 1386, со всем своим двором, и тамо крестился и наречен бысть Владислав обручился с Гедувигою, и бысть помазан [49] Королем Польским в лето 1387. Ради обращения Литвы, приведе с собою Королеву сожитиелницу свою со многими Епископы и другими лицами Церковными и с подаянием одежд суконных, принесенных с собою из Польщи всякому восприимавшему Крещение; Народ же yбогии и грубыи даже до оного дне доволствовавыися одеждами льняными, притекаше от всех стран за еже имети со Крещением одежду суконную. Погасил Король оныи, священныи огонь Идольскии. Разсыпал их храмы, разорил олтари, побил вся змии, посече и с корене вся лесы и древеса посвященные, и изчистил Идолослужителство от оного места Литовского. В лето 1413, поиде Владислав с воиском противу людеи своих подданных Самогации, и одолев их, сожже капище их огня священного емуже покланяхуся, посече рощи священные из корене, обязал их восприяти веру Христову, и восставил прекрасную церковь в медницах; Обгорияне подданые Литовские покланялися Идолу нарицаемому золотая Баба, которыи поставлен далеко при реке Обиго, держащ во обьятиях младенчика, егоже сказоваху быти ее внучку, окружен многими различными инструментами на подобие труб, яже творяху велик шум; егда же ктолибо хотев получити какуюлибо вещь, жрец совета прошаше от Идола, от негоже приемляше истинные и известные ответствования о том еже должно бы творити. Никто несмеяше [50] проити мимо близ того Идола, без принесения какоилибо вещи, егда же ничесого иного имеяше, изторгши один влас из одежды, и принося тои, кланяхуся до земли, и cиe Идолу доволно было.
(пер. ??)
Текст воспроизведен по изданию: Книга историография початия имене, славы и разширения народа славянского, и их цареи и владетелеи под многими имянами, и со многими царствиями, королевствами, и провинциами. Собрана из многих книг исторических, чрез господина Мавроурбина архимандрита Рагужского. СПб. 1722
© текст - ??. 1722
Оглавление СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
|