Процесс Ольги Грабарь
М. Грушевський. Історія України-Руси.
МАУРО ОРБИНИ
СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
ИОРДАН
О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ
Император Константин VII Багрянородной(908-959) сочинение "Об управлении империей"
КНИГА ЕНОХА
О языке наших предков
Годский Алфавит
Глаголица
Кириллица
Украинская латиница
Ярыжка
Правописание «Русалки Днестровой»
Кулишовка
Драгомановка
Желеховка
Украинский алфавит
Руси́нский язы́к
|
МАУРО ОРБИНИ
СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
IL REGNO DEGLI SLAVI
ПЕРВОНАЧАЛИЕ СЛАВЯН И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЕРЖАВСТВА их.
Первоначалие и происхождение державства [их] народа Славенского, не так возможно удобно познати, понеже кроме того, что Славяне мало почитали книжную науку, и ученых людеи. Не предуспевало им время внимати учению и наукам, они бо быша природою варвары, и жителствовали между такими же людми свирепыми и варварскими, с которыми непрестанно воевалися. Того ради из начала были не знаеми, в пространных степях народа варварского. Тогда перво оказалися, когда на Греки и на Римлян [от которых в начале процветали науки, погубили и писание и красноречие купно] наступали, oзлобляли, и мало неискоренили их оружием. Парфяне, Готфы, Вандалы, Аланы, [2] Лонгобарды, Срацыны, Гунны. И на конец сии Славяне в толикое утеснение и бество оных Греков и Римлян привели, что весма пренебрегли, ниже времени имели описати первоначалие свое, также и злодеиства людеи чужестранных; А наипаче по многим причинам ненавистников своих.
Петр Крузбер Голандев в книг 3, о Северных, Увикинд Увагрез в книге 1, о Германии; и Александр Гвагвин в своеи Сармации, рассуждают, что Иафет болшии сын Ноев, от которого возымел первоначалие народ Славенскои; после оного памятного потопа, написанного во священном писании, поселился во Азии перво; По том его потомки пошли во Европу на Север, и поставили своя обиталища в Скандинавии, идеже возрасли в безконечное число. Имели 200 отечеств и населилися во оных местах, которые суть от горы Тавра Киликииского к Северу, при Океане Северном половина Азии, и по всеи Европии, даже до Океана Британского. Известие сего людонаселения изъято, и от протолкования самого имене Иафетова, которое значит разширение; и от счастливого благословения Ноя отца его, которои провидев три состояния будущие жизни человеческие, и назначив всякому свои уряд [чин] трем своим сыном, чтобы каждыи из них согласовался своему определенному званию. Рек Симу: иди яко Священник исправляя божественную Службу. Хаму же трудися, [3] возделовая землю и поля, и обучаяся художеству рукоделному. Иафету, правительствуи и защищаи яко Царь, и обучаися оружию яко воин. Которое приказание, или завет Ноев был потом охраняем ненарушимо от потомства его сынов. Того ради Славяне изходящии от Иафета, всегда были во оружии храбры, и начальствовали над многими людми. Но понеже низходящии от Иафета, возрасли и умножилися в число такое, что великая Скандинавия не могла их вмещати, от идоша от оные. И оставя жилища отеческая многочисленная, покорили себе всю Сармацию Европскую, которая [по Птоломею] на Востоке оканчивается морем Меотисом и Доном, от Запада определяется Вислою Рекою, от Севера Океаном Сарматским, от полуденнои страны горами Корпатами.
Случилося оное первое отшествие Славян из Скандинавии во время Офониеля, учиненного наследником по Юзее наследнике Моисееве. Которои Офониель был судиею Евреом, в лето от Миросоздания 3790, прежде пришествия Христова за 1460 лет, в которое время вышли из Скандинавии Готфы, под темже именем и Славяне, которые были с Готфами один тот же народ. И тако народ Славенскои покорив державству своему всю Сармацию, по том разделился в разные начальства, и тогда получил разные себе имена; сиречь: Венеды, Славяне, Анты, Верлы или [4] Ерулы, Аланы или Массагеты, Гирры, Скирры, Сирбы, Эминклены, Даки, Шведы, Фенны или Финны, Прусы, Вандалы, Бургондионы, Готфы, Остроготфы, Визиготфы, Геты, Гепиды, Маркоманны, Квады, Авары, Певкины, Баштарны, Роксоляны или Руси, Ляхи, Боеми или Чехи, Шленцы, и Булгары, которые все были, един тоиже род Славенскои, которыи еще и ныне болии всех есть иных народов, понеже народа и языка Славенского, не токмо суть оные, которые живут во Иллирии, во Истрии и Карпате, но еще многие иные превеликие и силнеишие народы, Булгары, Ращсцы, Ращиане, Сербы, Бошнаки, Карваты, Петы Горски [то есть соседи пяти горам], Русы, Подоляне, Поляки, Москвитяне, и Черкасы, и оные, которые живут далеко при Голфе Венедицком, даже до реки Албии, которых останки еще и ныне суть нарицаеми от Герман Славяне и Виндяне или Винды, а конечно Лузацы, Kассубии, Моравы, Литвяне, Шленцы и Боемы. Того ради язык Славенскои распростирается от моря Каспииского, даже до Саксонии, и до моря Адриатского та же до Германского. Сеи народ Славенскои всегда показовался свиреп, храбровоенен, и всегда славожелателен. Древнии обычаи у Славян был, еже не жити никогда во едином месте, но по пристоиности попасов, или яко неприятелеи, отбегаше, или казалося им тесно, пременяли жителство, и преносили своя стяжания, живуще всегда под [5] шатрами, воевателны, вольны, и неукротимы. Во время Августа Цесаря жили смешены между Фракиан, а по том овладели оружием мало не всю Европу, и великую часть Азии и Африки. Аще со прилежанием рассмотрен будет сеи народ Славенскои, то не обрящется в прошедших временах другои храбреиш; понеже сеи со удобностью претерпевал стужу и жар, и вся протчие неспособности воинские. Всегда бесстрашен предстоял, воеже полагати жизнь свою в тысящь бедств, никогда не был во всем покорен державству Римскому. Наипаче когда Славяне во времена Максимилиана Цесаря перешед Истр реку или Дунаи, вошли во Иллирию, в Паннонию, ив Мисию, опустошили все, наступали на полки Римские храбро, и прогоняли так, что державство Римское всегда принуждено было удерживать себя от воинства Сармат, рассуждая себе за превеликои учинок, когда тем склоняяся, их свирепство отвращали от себя.
Порода Венедов была, на иные три разделена, нареченные, Венеда, Анта и Славенская, которые произошли все три от тогож единаго корене Скандинавского; Славяне еще в Сармации живуще, чинили непрестанные воины против разных народов, и всегда были славными победителми, от чего восприяли и имя сие, еже нарицатися Славянами, под которым именем [по сказанию Риналда Вританского в 1 книге Вритании летописеи] учинив едину силную [6] флоту на мори Энедииском, наступали на Англию, ибо они будучи человецы велики возрастом, вменялися за богатыреи, но после как прогнал их от того острова силною рукою Брут, сын Силвия внука Енеова, то принуждены они новых себе жилищь искать, и приплыли ко брегом Саксонии нижнеи, ныне же нареченные Фризии, где тогда никто не обретался: и вышли было на сухои путь, но скоро прогнали их жители того места паки во своя Карабли; и оттуду отплыв со своими Караблями, прошли внутрь к Западу, дондеже вошли во устье реки Мозы, и остановившеся тамо по нескольком времени близ древнеи Влардинге, построили Фортецию зело крепкую, которую от имени своего наименовали Славенбург за 900 лет прежде пришествия Христова. А оные которые отгнали Славян, были Шведы первопрогнатели Аланов, обитавших по всему оному тракту места лежащего между рек Флевы и Швевы. Другие Славяне по том, которые в то время осталися в Сармарции, мужественно стояли против Александра Великого, которои домогался покорити их себе; и убили они Менедама Капитана Александрова, изрубили в штуки, такожде 2000 пехоты, и 300 конницы Македонцов, и хотя Курции прилагает сеи разум и воевание к Скифом, последуя в сем своем мнении, погрешению других писателеи Италианских, которые когда не дознавалися имени коего либо народа нарицаемого [7] от них Варварами, то aбие нарекали [якоже сказует Алберт Кранции] Скифами, однакоже читается ясно в том же Курции с протчими писатели, что предреченное разбитие было воискам Александровым от Славян, понеже по сем приложил Курции, что ко Александру Великому пришли Послы Германов восточных, [которые от списателеи оных времен наречены Сарматами и Скифами; А от нас Венедами, от себе же самых назвалися Славянами [числом 20 послов по своеи обыкности на конех, которые приняты будучи в шатре Царском и посаждены, усшавили очи свои на лице Царское, аки измеряя смысл его по возрасту телесному, которое им показалося не велико и неравно толикои славе; по том един из них стареишии начал говорити сим образом. Аще бы боги восхотели, чтоб возраст твоего тела был равен желанию мысли твоея, тоб весь свет не мог тя вместити; ты единою рукою касалсяб Востоку; а другою бы Запада, и получа тое, похотел бы знати, где сияние толикого божества сокрывается: тако что ты желаеши вещеи, которых не можеши постигнути. Ты из Европы идеши во Азию и из Азии во Европу преходиши, когда победиши весь род человеческои, тогда уже со зверми с лесами и с снегом и с реками будеши воеватися. Или незнаеши, что великая древа долгим временем ростут, а по том во един час изкореняются? [8] Безумен есть тои, которои плод оных древес точию смотрит, не измеряя их высоту; Зри себе что ежели желаеш на самыи верх онои взыти по ветвиям за которые будеш хвататися, да бы не упасти на землю; И лев некогда бывает снедь малеиших птиц; железо от ржавчины снедается, и ниедина убо вещь бываеш толико тверда, которая бы не имела боятися беды, от другие вещи немощнеишеи, какое дело нам с тобою? Мы никогда не приходили на твою землю, якоже знаеши откуды ты идеши, того ради не возможно и нам пребывати, непознаваемым живуще между превеликих лесов, не можем покарятися кому, но ниже хотим быти господа. Дары же наши вам уже даны, да тем возможете познати людеи Скифских; пара быков, одна соха, стрелы, копие, и едина чашка. Сия вещи употребляем и с приятелми, и против неприятелеи; жито нажитое трудом, быков наших мы даем приятелем, с ними мы в чашках вино жертвуем Богам; а неприятелеи из далека стрелами встречаем, а в близу копием поражаеме; таким образом мы победили Царя Скифского [зде видится яко послы не Скифяне были, якоже Курции упоминает:] и Мидского, такожде и Перского, даже до Египта путь нам был оттворен; Но ты хвалишися гонятися за разбоиниками: ты сам един разбоиник всем народом, которых победил еси; взял еси Лидию; и овладел Сорию, ты держиши [9] Персиду, в твоеи власти суть Бактриане, ты во Индию хощении идти, и уже еще ты же протягаеши на наши скоты, твоя сребролюбивые и несытые руки; Что ты требуеш от богатств, которые творят тебя имети многую славу? ты первыи из всех протчих изобилуеши славою; понеже елико болши получаеши, толико болши желаеши того, чего неимееши. Недоволно тебе, колико мешкал еси окрест Башов, когда хотел их победити; Согдиане паки начали воину, тебе отрыгается воина от победы. Но хотя ты вменен превелик и премощен паче иных, но всяким образом никто неможет на себ содержати Государя чужестранного. Преправишся не много за Дон [другая околичность осуждающая погрешение Курциево о скифех] и узнаеши в колико расстояние оное распростирается; Скифов ты никогда непостигнеш, убожество наше скореише есть, нежели твое воиско носящее с собою грабление многое толикое народов. И аще ты повериши, что мы обретаемся далеко, ты увидиши нас стоящих в своих обозех; понеже тоюже мы борзостью и гоним и бегаем. Мы слышим, что у Греков в посмеянии наша степь; но мы вящше любим леса пустые и тощые всякого землевозделания, нежели грады и изобилные маетности; того ради держи руками сжату твою фортуну, понеже она есть непостоянна, и противно своеи воли не задержится; того ради должно последовати [10] здравоносному совету, которои тебе подаем, и которой тебе настоятщеи союз подает, лучши будет тебе положити узду на твою фортуну; ради лучшего управления тои на шеи. Сказуют что фортуна без ног есть, и что она толко имеет руки украшены перьем. И когда подает руки не попускает коснутися перии. Всеконечно, ежели ты еси Бог, то должен ты человеком подавати благотворения, а не от имати их своиственная; Аще же ты человек, памятуи себе всегда быти такова. Безумное есть дело воспоминати тебе о том, о чем ты забываешися. Которым не учиниши воины, возъимееши их за приятелеи, понеже между равными претвердеиша обыкла быти дружба. Равные могут называтися оные, которые никогда не учинили опыту своих сил, но и от тех, которых ты победил, опасаися еже верити яко суть приятели; понеже между господином и рабом, не может состоятися любовь постоятелна. Но мы и в мире обыкли охранять причину воине; неверите ли что мы с присягою подтверждаем милость, осмотряти верность и нашу присягу? Иная осторожность употребляемая у Греков, которые подтвержают свои дела призыванием богов. Не требуеши приятеля в дружбе, о котором ты должен усумневатися? Кто не кланяется людем, обманывает богов, ты подлинно нас бидеши иметь за сторожеи Азии и Европы. Мы граничим Бактру, где Дон ее [11] разделяет; а с другои стороны Дона, даже доле Ефрата есть слух, что сопряженна Македония с холмами фракиискими и с ее горами; того ради рассмотри, аще суть соседи друг другу царству твоему? надлежит нас иметь приятелми или неприятелми.
На тот разговор Варваров возъответствовал Царь, что он желает служить своеи фортуне, на которую уповал много; и тако отпустил послы Славенские, с которыми последи сразившися воиски Александр, не мало своих потерял, а неприятелем учинил малои урон; но понеже немогоша оные воспротивитися такому воиску устроенному всяким оружием, приуждены отступити по обыклости своеи внутрь Сармации, в которои учинили по том знатные и ясные дела счастливым и благопоспешным случаем. Сеи храбрыи народ Славенскои, никогда пребывал успокоен, наипаче в наступании времен, взирая убо на дела преболшие, намерился оставити пустыни Сарматские, по которому деиствительству, разделилися на 2 части, едина пошла до Севера, и засела береги моря балтииского, страну протяженну на 250 миль Германских, между Германии, Пруссии, Ливонии, Руссии, и брегов противолежащих Дании, Готфии, и Финляндии, даже до Выборха, и назвалася Генета или Венеда, Германами нареченна Венден, от Италиан Слава, а от наших Вандала. О сих Венедах Славянех, будет повествовано по сем во своем месте: [12] Другая часть Славян Сарматских обратилася к полудни, засела бреги Дунаиские, отнюдуже искали овладети Государством Римским, которого земли и провинции, толико oзлобляли, что на конец покорили многие.
Прокопии Лезареискии, которыи первыи был списатель о сих славянех и о воинах учиненных с Римляны, в первои книге о Готфех, тако пишет о Славянех: при сем средстве, Мартин и Валериян, приехали к Велисарию, [Генералу Царя Иустиниана] ведуще с собою 16000 салдат, из которых болшая часть были Гунны, Славяне, и Анты, которые живут обонпол Дуная реки не далече от ее берегов: Велисарии возрадовався о приходе их, намерился сразитися с неприятелем. Тоиже списатель во 2 книге повествует, что Велисарии хитрствовал, что бы пленити некакого человека знаменита из неприятелеи, да бы известитися с какою надеждою Варвары страдали толь тяжкие беды; Валериян обещал ему деиствителство намерения, чрез некоторых от народа Славенского, которые были под его знаменем; по неже были обычаины стояти прикрывшися под каким либо каменем или древом, и тем образом взяти кого хотели от неприятелеи, о чем и на Дунаи, где они имели своя жилища, и в Риме против иных Варваров, учинил искусство, того ради избрал Валериян единаго из сих Славян, силнеишаго [13] и храбреишаго и мочного, которыи поощрен обещанми от Валерияна, прежде рассветания вскочил на холм, где по всяк день бивалися за кошение травы конем, и тамо легши на землю покрывшися терном, таился даже учинился день, един некоторои Готф, приехал взяти травы не надеявшися подвоху, на которого внезапно скоро Славянин нападши созади, и охватя крепко поперег, принес в обоз Римскои, предал его Валерияну. Тоиже Прокопии пишет в 3 книге, что един некогда Халдивии из фамилии и двора Иустинианова, толико презирал денги, что он зело роскошно жил своим имением, когда нестал иметь ничего, учинил его Иустиниян в 4 год своего царствования правителем всея Фракии, еже стрещи Дунаи от наездов Варварских; понеже они во время прошедшее, тако с Гуннами, как и со Антами и со Славяны, переправяся туюже Дунаи реку, учинили беды несносные Римляном; Но во время трех годов Халдивии учинил препятие под Ездам оного народа со уроном их; Но как прошел третеи год, он переправился реку предреченную с не многими людми, пришли ему на встречу все силы людеи Славянских, по том совокупившеся бои учинили, на котором пал Халдивии со многими Римляны: По сем Антяне и Славяне поссорившися между собою, учинили междуусобие, где Славяне одолели Антянов. По том тоиже Прокопии прилагает, яко народ Славенскои [14] и Антянов, не был правителствуемь единым токмо человеком, но из древнего времени живяше в народнолюбнои и общеи волности, что все дела полезные, или вредителные приносилися от них на совет всех, что было все единообразно у обоих народов; что наболшие их признавали между Богов, единаго токмо точию Перуна [то есть строителя громостреляния] Господа единаго вселенныя, которому повинни были на жертву приносити Быков, и протчая животная; Они не познавали фортуны Госпожи над человеки; а когда ради недуга в дому, или от бед на воине, творят какои обет ради избавления своего, восприяв паки здравие, или миновав беду, должни суть по повелению исполнити обещание оброка, которые такому жертвеннику причитали паки восприятие здравия; они же покланялися лесам и нимфам [то есть русалкам] и протчым демоном, которым жертвуя, восприимали свои предзнателства добрые или злые. Жителствовали в некоторых кибитках не украшенных, зело расстоятелных едина от другои, пременяли часто своя обитания. На воине болшая часть пехоты против неприятеля, ношаше щиты и копия в руках, не вооружалися никогда в латы. Идуще на воину неносили платия, но некая покрывала даже до бедр, язык их был Варварскии, ни в чем разнственныи между собою образом телесным, но вси зело длинного росту и велми мочны [15] силами телесными, по цвету же волосов ниже зело были рыжи, ниже черны, но более по первому нежели по другому цвету, жизнь их была жестока зело и без устроина, довольствовалися пищами не зело лакомыми, без коварства и озорничества в разорениях и в разбиваниях: Держали штиль Гуинов [унгров:] и всеконечно древле Славяне и Антяне имели едино тожде прозвище, СПОРЫ, еже значит рассеянни, за еже обитати единои от другои фамилии разлучно в своих кибитках отстоящих друг от друга, занимали многое место обитающе, весь кряж обонпол страны Дунаиские; Аще же и зело были жестоки, однакоже в великом почтении имели своих Попов; Между иных Богов покланялися Идолу [названному яко Бог, то есть Бог крепкии] под которого ногами стояла едина глава человеческая, а другая Львова, в правои руке держущь копеице, а в левои круглои шар сребрянои. Сеи был отлучен от протчих Идолов Славенских. Во время помяновенное от Прокопия в книге 3: воиско Славянское, прошедши Дунаи, и вшедши до Диррахия, учинили превеликия убытки Иллирианом, секуще всех, нещадили всякого пола, ниже возраста, опричь тех, которых с собою отвели в полон. Взяли в полон Азбада, оружиеносца Царева, вырезали ему несколко ремнеи из спины, и бросили жива во огнь, и сожгли. По том воевали всю страну даже до Помория, одолевающе [16] хитростию грады Поморские, укрепленные осадною силою крепкою от Римлян; на дванадесять днеи расстоянием от Констянтинополя, тамо порубили 15000 граждан, опустошили всю землю Иллириков и Фраков, где сажали на кол живых бедных жителеи: привязывали некоторых к четырем колам толстым вбитым в землю руками и ногами к верху, и по том били их во главы дубинами до толика, дондеже могли дыхати в толиком мучении. Протчих же, которых старости ради, или инаго препятия, не могли вести с собою, заперши во едино место тесное со скоты, сожигали без всякого умиления; обогатившеся и обременившеся граблениями, паки прешли за Дунаи, да возвратятся во свои кибитки. По несколком времени, великое число славян, переправяся паки дунаи, пришли в Haиc, с намерением еже овладети градом Фессалоникою, и ближними местами, принудили Царя Греческого вспять воззвати германа славного капитана, которои был намерен следовать во Италию с великим воиском, еже бы утомити Тотила, но уведомившеся Славяне от своих пленников, что Герман обретается в Сардех; Понеже некогда он розбил воиско Антииское, боящеся впасти в подобное розбитие, восприяли инои путь, и переправившеся чрез горы Иллирические, прошли в Далмацию; и возъукреплены бывше от иных Славян их народа, разделилися на три воиска, и наезжающе на разные места, [17] починили беды несносные во Европе зимующе, аки бы были во властных своих домех, не имеюще боязни от неприятеля. Известно стало что Тотила посулом многих денег воздвиг их во оные провинции Римские, да бы Царь Константинопольскии не возмог впредь посылати помощи во Италию противу Готфов, которые их аки вода покрыла. И абие Царь послал противу Славян избранное воиско правителствуемое от Константина, Арация, Назария, Иустиниана, и Иоанна правителеи. В начале от Схоластика Евнуха, которои достиг едину часть Славян немогущих путешествовати впередь, ниже обратитися инуде, понеже обремененни скотами, и протчими богатеишими добычами, постановили обоз свои на едином холме, которых окружили от всех стран Римляне, и ради нетерпения салдат Римских, которые скучали утеснены в своих транжаментах, на конец было им позволено от началных отаковати Славянов, от которых сами всеконечно учинилися разбиты, и развоеванны, взяли ониже знамена Константиновы: разгромили страну Астинг, в которую по се время невхаживали, и дошли даже до долгих стен; отстоящих един день токмо, или менши от Константинополя; Потом как от бежания престали, и паки соединилося воиско Царское, ударили внезапу на едину часть Славян и прогнали их в бежание, и свободили многих пленников Римлян со взятием паки знамен [18] Константиновых, оные же Славяне, которые возмогли избыти бегом, отъехали в домы своя. Оттуду паки отшедше, ударили на Иллириан, и нанесли великие шкоды онои провинции, понеже воиско Римское было менши Славенского, несмели наступати на них, и препровадили оные многое время во оных воеваниях, наполнили дороги телами мертвыми, понеже небыло кто бы им тогда мог учинить какое возпротивление. На конец возвратилися со всею своею добычею во свои кибитки на другую страну Дуная; Римляне не могли наскочити на них явно от страха, да бы Гепиды их союзники недвигнулися в помощь и защищение их; Иероним Барди, наполняя недостаток протчих списателеи о оных воинах, знаменует время и годы злодеятелств, которые Славяне сотворили во Фраклии и во Иллирии во образ последующии; в лето 548 Славяне наступили на Далматью, и прошли даже до Диррахия. В лето 549 развоевали Фракию. В лето 550, паки пошедши в Греческую землю, одолели Цареградцов, в лето 557, отложася от началнои их страны, и вшедши в Македонию, починили тамо бесчисленные шкоды, и тамо обжившеся наименовали оные места от своего имене Славония. В лето 554, преодолели Капитанов и останки Готфские, развоевали Сицилию, откуду прогнал их Герман Капитан Иустиниана Царя, в лето 585, приходили даже до Константинополя, разоряя всю Фракию. Пишет [19] Святыи Григории Иовию правителю Маврикия Царя во Иллирии, что в лето 591, в седмои год державства Маврикиева, Славяне перешедше Дунаи озлобляли Иллирическую землю, из которои разбежалися люди во островы да спасутся от свирепости сих. В томже году Маврикии Царь поднял оружие противу Уннов, которые от времени Аттилы Царя жесточаишого и нареченного бичь божии; жительствовали в Паннонии обонпол Дуная; и послав с воиским сына и тестя, oзлобляли зело Уннов. Тако, что помышляли возвратитися на первая своя жилища, но призвав в помощь Славян ближних, и соединяся с ними двигнулися против Греков. Которым подали толикои труд, что недерзнули сражатися с ними в бою полевом. На другои год Славяне наступили на Греческое Царство, и учинили великую шкоду, и забегая даже до Гирла Херсонского, тамо остановилися; В лето 594 Маврикии послал против их доброе воиско, которое учинилося разбито, потом возъукрепившеся воиско паки пришло в сражение боевое со Славяны, над которыми одержало кровавую победу; Славяне после четырех лет, учинив союз с Гуннами и Аварами, наступили паки на земли царства с величаишим уроном своим; однакоже разъярившеся болши яко никогда тако Славяне: вошли паки в провинции; Но Прикс Генерал Маврикиев их разбил, тожде им случилося с болшим упадком в лето 1000, [20] но возвращалися толико часто на обыкновенные наезды, что Царь принужден был на конец уступити Иллирическую землю, которую наименовали по том Славониею. Едина часть Славяне заняли места ближние к морю, другая часть прешла даже до Паннонии вышнеи; протчие правителствуемые от Чеха и Леха братии, проникнули в Моравию, Боемию, и Польшу. Оныеж, которые засели бреги Морские Далматии, разпростирали непрестанно свою область и Государство, озлобляя не точию соседов своих, но и зело далних людеи; того ради во время Арисалда Короля Лангобардов, учинивше един силныи Флот, прошли во Апулию, стали обозом при городе Манфредонии, где наступил на них Рион Дука Беневенскии, толико храбро защищался, что его разбил, и на бою оныи умер; напал на них не начаянно брат Рионов Радоалд, и збил с великим уроном их; останки принуждены от идти из того Королевства, и восприяв путь к Далмации своему пребывалищу, обретоша что мало не вся Далматия соединилася, купно против их, и учинив воиско не малое с флотом вошли во устие Наренты, что бы препяти им вход во оную реку; что увидя Славяне, учинили притворство аки бы возвратитися назад, Далматяня же последовали за ними, но нощь их разлучила; Славяне отступили за остров Корцула, где стояли сокрывшеся весь наступающии день, по том в вечер [21] вышедши вон из порты, пошли против флоту Далмацкого, наскочили на него внезапно; бои несколко был сумнителен, на конец учинив себе Славяне путь посреде оружия, прошли в Нарон в места от них прежде добытыя. И овладевше всеми оными местами и городом Нарентом, от древних имянованным Нарона, поставили тамо свое владетельство, творящеся в прехождении времене зело силны на мори и зело страшны, а имянно речи посполитои Венецианскои, от которои, и от протчих Далматян, с пограничных брали чрез долгое время дань погодную;
Воина между Слявян нарентских и Венециян началася во время Иоанна Партиципация, Князя Венецкого в лето 829, по котором учиняся наследник Петр Градениг учинил мир со Муисом Принципом Нарентанским, они же вмале по том разорвав тои мир, протекли даже до Каврли близко Венеции, да бы Венетов воспятити, Князь же Венецкии послал своего сына и способника Иоанна с силным флотом, которои на другои год в карабелном бою Славяне одолели, и разбили с погублением многих караблеи Венецких. Непреставали Нарентане гонителствовати Венециян чрез 200 лет. Однакоже опричь того они платили дань оным за плавание свободное по морю Адриатскому. Которое владетелство Норентаны заступали и держали самовластное, окроме дани еще платили имже пошлину или подать с вещеи [22] которых за преступление или мешкоту отпадали своеи цены.
Неприятелство у Славян Нарентанских протео Венециян было толь непримирително, что сии на всяк день возрастающе в силах, учинилися зело силны на мори, желающе получение Долмации. без того зело стужали от бесстудства великого Нарентанов, возжигали ссоры с сими и Долматяны, да бы по том удобнее покорити их всех под иго. Во всех сражениях, которые имели Венецияне противу Нарентанов, почитаи всегда были побиваны, а особливо во время Петра Капитана Князя Венецкого, которои вышедши своею особою по двоекратно, против их силным флотом наступил на них при Каве Микуле в Далмации. В начатке боя виделся силнеиш, что Муис Принцепс Нарентинскии уже мыслил бежати. а когда возъукрепившеся от остатних караблеи Нарентинских в помощь пришедших, под правлением Виты Рагузенина Бобалы Капитана славного, и часто употребленного Князем Нарентинским, возвратился паки сразитися с неприятелем победителным, которои по храбром защищении учинился на конец во всем разбит с смертью самого Князя. Та баталия толик страх и ужас граду Венеции дала, что усумневалися да бы неприятель последуя за победою, не пришел обступити их во Венеции, заперли чепми толстыми устие пристанеи города своего, с караулом частым [23] из самых граждан, правление не страшливое Иоанна Парципация, которои в сем бедственном союзе паки восприял оставленное урядство, сие сражение оружия случилося в лето 880. По том во время же Петра Саннуты девятого надесять Князя, люди Далматские, в начале Нарентаны, тако сжали Венециян, что город Венеция почитаи весма был осажден, понеже не входил ниже запас ниже купечество. В лето 996, Петр Орсину Князь, учинив любовь, Государями Египетскими Сории, да бы отмстити обиды Древния Нарентанские, отказал им платеж обыкновенные дани, очем прогневавшеся они докучали всем местам морским, разоряюще от основания границы Заратинские, которые едины токмо были между Далмат тогда подданны Венецианом: Славяне Нарентанские учинившеся Христианами при Святополке, [от Латин названаго Сферопил их Царь] которыи обратился в веру
Христову от Мефодия Философа, по том нареченного Кирилла; Учинилися в великую помощь Италие наполненнои срацинами, во время Царя Василиа Македонянина, егда соединившеся с Рагузены и с протчими Славяны ближними, с великим флотом прошли во Абруцу, тогда называемую земля Фиетская, где показали искусство своея древния славы, изгоняя вон оных Срацын из Италии с великим побитием, и со славою вечною народу Славенскому.
Другая част сего народа, которая прошла [24] в Паннонию вышнюю и в Боизарию нижнюю, овладела Стирию, Каринтью, и карниолы, и многие иные места ближния, и учинли зело славно имя Славенское.
Римляне толикощи несчастливо бившеся с Теодоном Королем Боиевским и со Славяны, и уже отчаявшеся держати Мизию, Паннонию, и протчее Норика оставили их. В лето 515, в которое время Славяне, ныне своиственно нарекшеся Харионы, завладели оною страною Норика, лежащею между горы Тавра до Востока, и обьемлется между рек Муравою или Мурою, Дравою и Савою, даже до уезду Аквилегии, и тою такожде владели, нарицающеся от места завладенаго Карантаны или Каринтаны. В лето 580, вшедше с Дукою Гизалоном в Бавеарию нижнюю, где есть место от горы называемыя Венеды. От правителства Славян Венедских, перешедше Истр реку над устием Изары реки ратовали городы Пизонские, ныне же именуема Пизония. Августа Ацилиа, Мацелия или Мончинг на правом боку брега Дунаиского взяли городки старинные, место расстоящее от Ратизвуны к востоку 15 миль нареченные ныне Пфер и городки летние в компании Бонев, разбили воиско салдат Римских названых береговые, понеже стрегли берег реки Дуная, и ставше на завоевание Ратизбоны, скоро овладели ею, понеже Славяня преискусны стреляти из лука, и метати копиями, наметали толико множество стрел, [25] чти что согнали с стен их защитников, и учинившеся чрез толикие победы зело славны. В лето 593, и окрест, Агилулф король Лангобардов, осадив город Падву, и немогши одолети его, призвал в помощь Славян Карантинов, и чрез посредство сих, всеконечно взял его. Потом пошедши с предреченными Славяны на завоевание Рима, с начала единаго года осадив, учинился владетелем. По десяти летех, тоиже Король Агилулф объявил воину Римляном за пленение своея дочери, и вышедши с воиском из Миляна, просил помощи у хагана Государя Аварского, которои ему послал воиско Славян, с которыми взял осадою город Кремону в 21 день, лета 6031, и рассыпал его от основания. При возвращении от того походу в домы, Славяне ездя разоряли место Гилдиберта Короля францужского и Германского, которои послал на них пресилное воиско, правительствуемое от Тессалона Принцепа Боневского спорубежного от Востока со Славяны, тои их одолев покорил Гилдиберту; но они вскоре как далеко отшел Тессалон, отложилися. Потом разбив воиско Боневское правителством Государя своего Хагана, и вшедши в Боварию, развоевали, и разбили Гариовалда сына Тессалонова, которои с воинством Римским вышел противу их, и завладели Истриею, которую и прежде сего они пустошили во время Царя Феодосия. В лето 617 Славяне немогуще более претерпевати [26] наезничества от Аваров, вооружилися на них, и обессилили их, в то время единаго из своих салдат называемого САМ, за храброи поступок на оном бою, учинили себе началником и Царем, в котором он достоинстве содержал себе 36 лет с великим разумом и мощию во всех своих воинах и храбростях, противу предреченных Аваров, над которыми всегда он был победитель. Имел 20 жен от народу Славянского, с которыми родил от трех сыны, и 15 дщереи. Во едино время, купецких людеи Французов, возвращающихся из нового Рима с своими товары во своя домы, ограбили на пути люди вооруженные Царя Сама. О чем Гоберт Король Францужскии отправил единаго своего посла нарицаемого Сихария, еже просити должного суда; которои приехав ко двору Царя Сама, и немогущи получити аудиенции, облекся в платье по обыкности Славян. И тако преодеян, прошел пред лице Самово, и предложил ему все что приказано было от Короля его. Приложил к томуж, что бы Сам должен был имети многое почтение, и многое осмотрителство о народе Францужском, понеже он и его люди подлежали Королевству Францужскому. Возпалився от того розговору Сам возъответствовал послу, что он, и его народ всегда бы могли почитати Французов, когда бы Гоберт со своими восхотел имети дружбу со Славяны; Сихарии против того рек: не возможно рабом [27] Христовым сотворити союз или какую дружбу со псами, рече ему Сам: вы воистинну творите исповедание яко есте раби Христови, а ваши есми пси, того ради оное, что вы противно воли его содеваете, нечестивне нам попущено отмщати угрызением зубным. И то рекши, в тот час отгнал его от себе, Гоберт обещещен быв собрав, воиско пришел сразитися со Славяны, но Славяне разбив оное цветное Францужское воиско, взяли многих в плен; последующе же сеи знаменитои победе, пошли в помощь своим товарыщем Славяном осажденным от Французов в городе Вогастр. И наступив на осадивших, прогнали их вбежание, и овладели их рухлядию и шатрами. Оттуду вошли в Турингию и в протчие места соседные Франции, разоряюще и грабяще оные земли, которых земель был правитель Дука Дервин. Тои усмотрив, что Славяне всегда были победители над Французами его союзниками, отложася от них, предался Славяном, и учинился им союзник. Однако же оставили Славяне на неколико времени oзлобляти Королевство Французское, и обратили оружие на Италию, в лето 650, и тамо учинили великие шкоды. Но будучи преодоленны от Гримоалда, отступили в домы своя, обаче не пребыли на многое время спокоины. Егда Гоберт подвигнул воину против Амора, наследника Кубакорова, в Царстве Славян Дунаиских, и сии Самова [28] Царства, подвиглися противу Француз, и разорили их страну, тогда Догоберт избирая силнеиших воин своего Королевства и укрепився в пути от Саксонов, с которых снял ради сего деиства дань годовую 120 коров, которые платили Францыи от времене Клотария, первого сего имене Короля Французского, подвигнулся на Славян без случая; Наипаче на другои год, которыи был единонадесятыи Королевствования Догобертова, вошли Славяне паки в Турингию, и развоевали всю страну. Чего ради понудился Догоберт поставити на правительство Аустразии сына своего Сигиберта с титлою Королевскою, еже стрещи оные границы противу Славян, которые подобне непрестанно опустошали земли Французские; На конец Догоберт учинил пехоты 3 воиска, числом 50000, воин. Едино послал противу Славян Царя Сама. Которыи пришед на бои полевыи со Французы во Августе месяце пребысть одолен паче от великова числа, неже мощию. И тогда сии Славяне обратилися в веру Християнскую; от святаго Колумбаню их Апостола. Умершу же Саму, бысть ему наследник Борут или Борух, которыи был первыи Царь Славян Коринтианов, иже восприял бяше Святое крещение от Святаго Донинга ученика Святаго Руберта Епископа Юваниского, и Апостола Карнов, и в заклад верности, дал Боруха Королю Догоберту единаго своего сына, называемого Караст, и единаго своего племянника [29] Хитомира. Потом сразившися с Гуннами разорившими страну их, разбил, их и посек. Умершу же Боруту, воцарился во Славянех Каринтии, или Норика; вышеренченныи Хитомир или по мнению Лазия Караст, в которое время Меаран человек ученыи и Свят, проповедал и научил оные люди вере Христовои. Бароны Славяне возбунтовали от Хитомирия своего Государя, под умышлением оного пременения веры, того ради Тессалон вторыи Государь Боневскии, пришел в помощь Хитомиру, и понудил его подданных, да бы были ему послушни. По умертвии Хитомира, Бароны Славяне оставили благочестие Христианское, изгнавше Священников в Боярии, и вшедше во Фриулы разорили и убили Дуку Фердулфа со его воиским, принудили Дуку Пенмона, преемника Фердулфова к миру не зело честному, но потом разрешив тои мир его сын Ратх, и вступив в Карниолу отечество Славянское, еже бы разорити тое, они же прогнаша его, и такожде разориша Фриулы; Тессалон же напротив того раздражнен отступлением Славянов, вошел с тяжким воиском в страну Славянов, по неколиком в сражении оружия одолел их, и дал им за князя Валдунга, Гемона Региналда Маерана Готария Эрхиноберта Регинарда, Августина и Гунтера, Монахов Священников, которые проповедаху веру Христову Славяном, от неяже поколение Баронов, или Кавалеров, весма [30] отвращашеся, но Ингон преемник Валдунгов, по научению Арцыепископа Сализбуржского, созвав во един день всех своих подданых на пир общенародныи, разлучил шляхту от простых. Простых бо посадил на своеи трапезе и подчивал светло на сосудех сребряных и златых; Шляхту же по том посадил на трапезе росхожии, и повелел подчивати их в сосудех глиняных. И егда спросили Ингона бароны о причине оного разделения уничтожителного, возъответствовал, яко повелел употребляти столы смотря по достоинству людеи, понеже поселяне Християне, очищени непорочною кровию Христовою, имеют души чисты и нескверны, благороднии же противно, суще идолослужители, имеют оскверненни и поганы, что являло разность учиненную на пировании. Тои ответ толико возможе в сердцах барон Славянских, что в тое время все восприяли Святое крещение. Отсюду произошло оное древнее торжество употребляемое даже до сего дни, при поставлениях князеи Каринтии, о немже достоит мало нечто вняти: Недалеко от фортеции Святаго Вита, во единои долине зело пространнои, идеже видятся следы древние некоего града, егоже имя есть Неведомо, обретается един луг зело широкои, посреде же его лежит четвероуголныи великии мрамор превысокии, на немже в день постановления нового Дуки седит един поселянин, природою по древнеишему [31] превосходителству, определеныи ко служению такова урядства, от десные своея страны держит Корову черну, и от левыя Кобылу чернеишую, и зело непригожую. Около того камня стоит народ весь поселянскии, ожидающь приход нового принцепа, которыи показуется от начала луга с церемониалным провождением от баронов пребогато одеянных, пред ним предходит Граф Горицкии, маистер наследничныи палаты Принцепскои. И по нем последуют 12 менших знамен оружия оного Кнажества. Оныи же несет болшое знамя Архидуки Коринтии, последуиют началствующии, и протчие урядники Стата, пребогато одеяни, по них идет Принцеп окружаемь вышшеначалнеишими поселяны, и он такожде одеян по поселянски одеждами деревенскими и не краснымя, егда же приближится ко мрамору, поселянин седящии на вышереченном мраморе, видя являющася Принцепа, спрашивает высоким гласом языком Славенским, Кто есть сеи, идущии с толикою славою, люди стоящие окрест ответствуют ему, Сеи есть наш новыи Государь, иже идет восприяти владения стата; поселянин паки вопрошает, праведен ли он есть судия, ищет ли он здравия отечеству, есть ли он свободен и не данник ли? достоин ли чести, истинныи ли христианин, защитник ли и возраститель веры Христовы? и коемуждо сих вопросу ответствуют людие тако: Тако есть и будет, На конец прилагая поселянин вопрошает, коея ради вины хощет он меня [32] с сего седалища согнати, Тогда ему ответствует Граф Горицкии: за 60 пенязеи купуется у тебя сие место, сия же скотины, то есть Кобыла и Корова будут тебе, воз имееши и платие, которое имеет на себе Принцеп, и будеши ты безданен, и дом твои да не платит погодные дани, тогда поселянин, по легку поражая рукою лице Принцево, говорит ему: буди праведен судия да правителствуеши прямо правду, и сошед со Мрамора с Кобылою и с Коровою, оставляет место праздно про Принцепа. Которыи возшедши на верх, и выняв вон мечь, шурмует им, весь свиреп, показуяся творити тоеже деяние на все страны камене, чем является обещевати всем доброе управление правды; по том подается ему вода в шляпе деревенскои тую выпьет единым духом пред всеми явно назнак трезвости, неже попуститися разтлеватися сладострастми вещеи телоугодных, толико препочтенных, по том пошедши с камня, поидет со всеми в Церковь ближнюю первее сняв одежду поселянскую, и отдает поселянину, и тамо внимает Божественному пению, по скончании того, садится за стол обедати, и по обедав возвращается паки в луг, где поставляется готов стул судеискои, на немже творит суд просящим и вотчинами жалует баронов подданных Стату. Утвердивше, Славяне Норические, свое Королевство в Норике, якоже сказано выше, часто воевалися со Французы и протчими разбивали, и убили [33] на бою полевом Андагиза, Отца Францужского Короля Пипина младеиша, которыи был Веледомовныи Феодорита Короля Францужского.
Пред поступанием времене; востали ссоры между сими Славяны и Какана Царя Аваров, такожде Славянов, обладателя Боиоарии, разоряли его место толь часто, что он принужден был оставити оное. Того ради в лето 805, пришел Какан к Карлу великому Императору просити единаго места между Сибарии и Карандана, да бы обитати тамо, понеже он неможаше более с безопасностью жити в первои своеи столице, ради непрестанных наездов Славян Норицких. Которые на конец, выгнали его весма, от оные столицы, якоже и Гуннов от своих своиственных. Часть тех Славян тогда водима быв Примиславом Комиком Стомисом, Тогером, пришла жительствовати круг реки дравы, начинающеся от границе Боиоарии. Потом вмале оные Славяне живущии при Дунаи и в Норике совокупившеся с своими древнородными, наскочили на Паннонию верхнюю, лежащую между Дуная и Савы, и Дравы рек по описанию Римлян, и подвигнули свое оружие во Влахию на другои берег Дуная. Где разбили, побили, и искоренили, останки Аваров и Гуннов, покоряя себе все место, даже до устия Савы реки. Тамо свели и посадили сведенцов Бонев и Славян, обаче они были Данниками Карлу великому, ради проходу учиненнаго [34] с Никифором Царем Греческим возъобновленного. По смерти Карла и Никифора Царя между Людовиком сыном Карловым, и Львом Царем Константинополским. В тое время Людовит Славянин, Государь Паннонии нижния, ныне же нареченные Посжега, взбунтовал против Императора Людовика, понеже отрекся он давати ему оброк, воздвиг великое смешение в Боиоарии нижнеи, и привлекши к себе Булгаров Карнов, и некоторых Карионов, заступил великую часть Паннонии верхния. Людовик послал воинство Италианское противу Людовита в Паннонию, но Людовит бысть победитель. Обаче послал послы ко Императору с предложениями обновленными о мире, которые понеже небыли приняты, возбудил от своея страны людеи соседных, уговорил Тусцианов людеи соседных Болгарскои земле, еже оставити сторону Императорскую, вошел в земли союзные Людовику от страны реки Дравы, но наступил на него Балдерик Дука Фриульскои, устремился в бегство. Был обступлен от Борны Дуки Далматского при реке Колапии от Славян имянуемыя Купы, но учинился победителем Людовит, понеже Гудусканы во время бою оставили совет Борны, которои паки их под иго взял, но потом наступя на него Людовит в своеи его стране, принудил своего неприятеля от злодеиства отступити, Людовик же держал вторыи сеим во Аквисгране, [35] идеже умыслил послати три воиска во едино время, собранное из Саксонов Французов восточных, из Алеиманов Боиоаров и Италиан, противу Людовита, которыи будучи нашествован толикими силами, и оставлен от Корниоланов и Карентанов, оставил город Сцисцию, ныне нарицаемыи Сисег, и спасся у Сорабов людеи Далматских. Где усмотрил что един из оных Принцепов, хотел его выдати, убил оного и градом ево овладел. Когда ему отказан был един разговор особливои, которого он просил имети со Императором, переехал к Луде Славянину дяде по матери Борнину, которои убил его Людовита предателством, и с ним скончилися во едино время мятежи от оных стран между Славяны. Которые потом во время Арнолфа Короля Францужского Императора, в лето 891 разорвали и разбили воиска Императорское на границах Бокоарии, и вступивше в земли Империи, захватили место, которое от реки Мораговы называлося Мораванио, ныне же Моравия, прогоняя оттуду Маркоманнов останки: и тамо утвердили свое жителство. По времени же разпространиша толико свое державство, что Королевство Моравлян Славян, обьемляше в себе Венгерскую землю, Боемию и Россию. Имели многие воины с Пазинаками ныне именуемыми Татары. И держалося оное Царство даже до 991 лета, в которое время умре Царь Свеуладо, овладели тое Венгры, Поляки, и великую часть Боемляне. [36]
Моравия восприяла веру Христианскую, во время Святоплуга Короля Моравского, которои учинил свое пребывание в Веле граде, и окрещен со своими народы, руками Кирилла Философа Апостола Болгарского, Русов и протчих Славян Далматских и Моравских. Сеи Кирилл родом был Грек, родился в Фессалонике, ныне глаголемои Салоники, от отца Льва породного. Первее нарицался Константин Филососф. В лето 887, поставлен был Епископ Вели граду от Адриана третиаго сего имене, Римского Папы, первыи бысть Архиепископ Моравии. Научив первее во благочестие Христианское Болгары, Сербы, и Святополка Царя Далматского, и по них Святоплуга Царя Моравского, со всем его народом, которои разпространялся между Вислы, Дуная и Ваги рек. И правив 5 лет свою Церковь в Моравии, отречеся того достоинства соизволением Стефана преемника Адрианова в посмешество Мефодия своего брата. Сеи бо не добре приятствован был от Короля Святоплуга младеишаго, во время егда Король некогда пошедши на охоту звероловителства, приказал Архиепископу Мефодию, да бы он не служил Литургии, дондеже он вазвратится; Ждал Мефодии даже до полудни, но сумняся, да бы Божественная Жертва не была уничтожена. И видя что люди многие начинали отходити от Церкви, не ожидая болши, ниже смотря указу Королевского, зачал служиши обедню, [37] и егда ста во Олтари упражняяся в служении Божественном, прииде Король, окружен мятеженародом псоохотников (псяьрем), и стадом псов, и вшед абие в Церковь, с шумом и лаянием псов, положил руку на оружие, где едва удержался еже не поразити особу Аркиепископскую, низвергши на землю все что было на Олтари, Мефодии же отъиде того Царства, преходя в Боемию, отлучая проклятием Короля, и заповедуя всему Королевству.
В Боемии же пребыв не многое время, поиде в Рим, идеже обрете брата своего Кирилла, и по не мнозе времени паки бысть призван в Моравию; Но провидя что Король в великом злонечестии, ожесточался противу причту Священного, невозможе более терпети толикого разрушения Стада своего, того ради паки возвратился в Рим, и тамо преставися в лето 907, погребен же бысть в Церкви Святаго Климента. Которого тело святое Кирилл брат Мефодиев, принес из Таврика острова [сиречь из Крыму] ныне нарицаемого Тартария меншая, в Рим, При обращении Славяне просили от двора Римского чрез Кирилла своего Апостола, да бы Литургию и божественные службы служити на их своиственном языке, понеже предреченныи Кирилл уже превел им в тоиже язык старыи и новыи завет. Оное их прошение было предложено в полъном соборе. И понеже в начале обретошася различные не [38] удобности во мнении оных Отец, абие услышася глас чрез естественныи глаголющь: Всякое дыхание да хвалит Господа: и всяк язык того да исповесть. То чудо приведе Отцев и Папу, еже соизволити Славяном деиству их прошения. От того времени, еще же и ныне, Священницы Славян Либурнских, подлежащих Архидуке Норицкому, служат Литургию и протчая Божественная правила, на своем языке природном, не имея знания языка Латинского, наипаче и сами Принцепы Норицкие употребляли буквы Славянские в народных писмах, якоже зрится во Церкви Святаго Стефана в Вене.
Вся порода Славянская по всеестественно содержит двух мер характиры писмен, которое преиметелство не имеют ни Греки ниже Латины, едино есть из обретение предреченного Кирилла, и называют то Кирилица; Другаго бе изобретатель Святыи Иероним, и нарицашеся Буквица, которых начертании пребывают во всегдашнем употреблении у Славян, вящши же у Боемов и Поляков, которые 2 Королевства возъимели началобытия от сея славные породы Славенские, иже овладев Иллириком, якоже речеся выше, разшири своя новонаселителства еще болши далее к Северу, сиречь в Боемию и в Полшу, образом последующим. [39]
Оглавление СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
|