Процесс Ольги Грабарь
М. Грушевський. Історія України-Руси.
МАУРО ОРБИНИ
СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
ИОРДАН
О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ
Император Константин VII Багрянородной(908-959) сочинение "Об управлении империей"
КНИГА ЕНОХА
О языке наших предков
Годский Алфавит
Глаголица
Кириллица
Украинская латиница
Ярыжка
Правописание «Русалки Днестровой»
Кулишовка
Драгомановка
Желеховка
Украинский алфавит
Руси́нский язы́к
|
МАУРО ОРБИНИ
СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
IL REGNO DEGLI SLAVI
О МАКЕДОНЯНЕХ СЛАВЯНЕХ ИЛЛИРИЧЕСКИХ ЖЕ.
Аще ине кошорые списатели мнят, что и Македоняне повинни были причитатися между Греки: Однакоже может заключитися, что Македония была всегда жителствуема от народа Славянскаго, низходящего от Tиpa: Cиe утверждается от доводов последующих
Язык Македонянов всегда был разнствене от Греческого, cиe утверждаю образцом Александра Великого. Его же воинство было составлено болшая часть из народа Греческого.
Некогда Филот сын Парменионов Капитане старшии людеи Македонских Александровых, имея разглаголствие о едином своем деле пред всем [148] множеством воиска Александр рече ему: Македоняне, о Филоте! будут тебе судити. Я тебе вопрошаю, хощеши ли ты говорити с ними твоим языком прирожденным? Филот же ответствовал: Ежели природным языком говорити буду, Греки неразумеют. Александр же поношая Филоте глаголаше; слышите Македоняне, Яко Филот языком своим природным гнушается. Се ныне явно есть, аще бы были Македоняне Греки, чего бы ради Филот отрицатися говорити по Гречески пред Греками: наипаче же и замолчанное согласие народов было первое, еже ввести в употребление писмена: ионическая, понеже и прирожденная речь Македонян была разнственна от общего языка Греческаго есть признак явственнеишии, что Македоняне не были причтены между Греки. И от сего такожде, что ниедин Историограф пишет, чтобы во всенародном разделении языков Немродовых, достался Македоняном един язык своиственноособныи, разнствующ от всех протчих людеи. И на против многие писатесли, утверждают, что Македоняне всегда были языка Славянскаго. Фукидид генералныи Грек, которыи покорив дажс до Византии, и Полы, великую часть Фракии, и Мизии, и весь Иллирик: Нарицает вся сия пространная места, единым имянем Македониа якобы он судил откровенно, что места Фракии, Мизии, и Иллирика, были едино с Македониею, на еже [149] быши им тогожде единого языка с нею. О кроме того титла Цареи Македонских, и Греческих [которую употреблял Александр] разнствуема, и обычаи природные тех д других толико разнственны суть, что показутть много Македонян не бьпи Греками. Сего ради, аще некои а наипаче у повестописателеи Варварских и читается что Александр Великии был Еллин, тое бысть того ради, понеже Греки были более знаеми паче всех протчих народов Европских, за древность ратеи своих с восточными. И того ради вменяеми, яко люди Западные были все Греки. Якоже и в иаши времена, Греки, и Турки, и вси протчие народи Восточние, мнят всех людей сущих веры Котолические, яко суть Немцы. Иеремиа русянин, добоыи Историк, в летописях Московских пишет явно, что россиане и Македоняне древние, были единаго тогожде языка. Македоняне, под вождением Филиппа Царя своего, принудили прегордыя грады Греческие к послушанию своих законов, и покорили под иго работы всю Грецию, яже до оного времене бысть свободная, сравнялася своею славою с превысокими царями. Александр Великий, сын Филиппов, обладал даже до предел земли пограбил многое множество народов, и умолче земли пред ним обладателем. Последи же Алексанра, Македоняне, и их наследники господствовали 266 лет Египтянами, окроме многих иных Царств. [150]
О ИЛЛИРИАНЕХ СЛАВЯНЕХ ОБЩЕ.
Иллириане по смерти Александра Великого, служили в воинах и иным Государем а наиболши римляном. Которые знающе мужество их, тщалися держати их всегда за приятелеи, и во неудобнеиших деиствах, и в бедственнеиших временах употребляли полезно их воинствованием. Иулиан Цесарь воинствовал ими противу Мартиана. И понеже державство римское озлобляемо тогда было от Германов, поставлены были на обережение на пограничных местех два полка Иллирианов, всякои из них полк был по шести тысяч человек салдатов, нарицаеми Марциа Барбули, с которыми долговременные воины во окончание все приведены благополучно, даже до пиришествия Диоклитианова и Максимианова. За заслугу их храбрости, повелели Цесари нарицати их Иовитианами, и Геркулианами. Ниже Цесарь Август был от иного народа толико вспоможен в воинах междоусобных, ниже Уалент Царь в походе от Востока, елико от Иллириан. Они же воинствовали и поде Велисарием во Италии на Гофов; идеже паче всех иных показал великое храбрство Назем, началник Иллирианскии. Между тем Далматяне имянно процвели паче всех в храбрости оружия, их же имя всегда было славно. [151]
О ДАЛМАТЯНЕХ СЛАВЯНЫЕХ ИЛЛИРИЧЕСКИХ, О ТВЕРДОСТИ И ПОСТУПКАХ ИХ.
Далмациа была Палестра, или школа воинская, салдатству римскому, где они обучалися оружию и обыкали трудам военным: понудилися римляне в их превеликия начинания, да бы Далматян иметь за товарыщеи при бою, которыи имел Клавдии Царь с Гофами, которых число доходило до 350 тысящь воин. Конница Далматская показала искусство изрядное своея храбрости, во время Онориа Царя, егдаи дела римские обреталися в великом бедстве. Полки салдат Далматян были поставлены стрещи города Рима понеже за, их храбросердечество, и за силу телесную, были аки крепость началная всего воиска римского. И ныне Султан Турецкии, употребляещеи началных: глав к правителствам, и избирает вождеи главных своим воискам из сего народа Иллирического, держащи к охранению своея особы, число до 20 тысящь янычареи от тогожде народа.
ЕЛИКО НАДЛЕЖИТ К ЯЗЫКУ ДРЕВНЕМУ ДАлМАТОВ, И ПРОТЧИХ НАРОДОВ ИЛЛИРИКА.
Аще некоторые и восхотели подтвердити, что язык нынешнии предреченных людеи, есть разнствен во всем от оного, которыи они имели сперва: и что он [152] первое введен был от Славян в лето Господне 606. Егда сии Славяне овладели оными местами, где в прешедшыя времена был или Греческои, или Латинскои язык, обаче не должно держати за известное, что в Далмации, и во Иллирице, был всегда тоиже язык, которыи днесь татмо обретаетося, хотя от нахождения Гофов, и Славян неколико отменился: довод недосвидетелствуемыи есть о сем. Что где либо первыя жители единые страны ни поделися, весма остался всегда первыи древнии язык оные страны, разве точию неколико отменился якоже видимо есть во Италии, где остался язык древнии Латин, аще и растлен от непрестанных нахождении разных народов чюжестранных: тоежде случилося и Далматом и протчым Иллирианом, которые сообщаяся со Славяны, развратили свои язык древнии, и из дву языков разных учинили един третии, сродствене двум. Тое есть истинна, что в некоторых градах морских Далмации, были переведенцы Римские, которые говорили языком Латинским. Но и то есть правдиво, что оные перевелися вси, егда оными местами овладели славяне, в лето от Христа, 606. Един другии довод не оспорныи, прсвод (библии) Святаго писания учинен от Святаго Иеромина учителя Церкве Римские. Языком Славянским Долматом, и протчим народом иллирическим мало не за двести лет прежде, как Славяне овладели [153] Далмациею: от чего производится без свидетелственно, что язык Далматскии и иллирическии, был прежде прихода Славян: Сия истинна показуется всеконечно от разных имян городов Иллирических, яко же Грапсокорита, Белазоря, и иные. Которые имяна суть вся Славянская: аще же бы и виделося, что язык древнии Далматии, и Иллирика, был един со оным Гофским и Славянским, но cиe удобностью разумевалися между ими, ниже было такое разнство между Далматов, и Славян, елико было между сими Иллирианы,
Оглавление СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
|