Процесс Ольги Грабарь
М. Грушевський. Історія України-Руси.
МАУРО ОРБИНИ
СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
ИОРДАН
О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ
Император Константин VII Багрянородной(908-959) сочинение "Об управлении империей"
КНИГА ЕНОХА
О языке наших предков
Годский Алфавит
Глаголица
Кириллица
Украинская латиница
Ярыжка
Правописание «Русалки Днестровой»
Кулишовка
Драгомановка
Желеховка
Украинский алфавит
Руси́нский язы́к
|
МАУРО ОРБИНИ
СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
IL REGNO DEGLI SLAVI
ГОСУДАРЬ НЫНЕШНИЯ РОССИИ, ИМЕЕТ ТИТУЛ ПОСЛЕДУЮЩИИ.
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ; Великии Царь и Государь Всеа Pocсии, Великии Князь Владимерскии, Московскии, Новогородскии, Псковскии, Смоленскии, Тферскии, Югорскии, Пермскии, Вятскии, Булгарскии, и протчая: Государь и Великии Князь Новаграда Нижния земли и Черниговскии, Резанскии, Вологодскии, Ржевскии; Ростовскии, Ярославскии, Белоезерскии, Удорскии, Обдорскии, Кондиискии, и протчая:
Россиане Биармские плавающе по Океану Северному уже суть двести и несколко лет тому, обрели во оных морях един остров незнаемыи прежде того, обаче же жителствуем от народа Славянскаго подлежащ и осужден на непрестанные мразы и льды называли его Филоподиа или Нова земля, величеством превосходит Кмпр остров.
НАЧАЛО ЗНАМЕНАТЕЛСТВА ИМЕНЕ СЛАВЯНСКАГО.
Cиe имя Слави, или Славяне, не велми древнее вси списатели новеишии согласуются, что Прокопии Цесариискии [которыи описал прежде лет воину [77] Иустиниана Царя с Готдами. Гиорнанд Алан, которыи писал в тоже время, они были первые, что помянули о имени Славянском:] еще и Бенд, которыи писал за сто лет прежде умаления державства Римского написал же о Славянех. Птоломеи Александрянин во своеи осмои таблице полагает людеи Суланов, в Сармации Европскои ближнеи к Финном, которые были един тоиже народ со Славяны. И Петр Марцелл в зачатии Варварском глаголя о cиx Суланех, Славянех рече, яко суть люди от нынешних зовоми Склавуны. Истинна есть, яко имя cиe в прошлых временех, было в писаниях зело испрокажено и развращенно. Греки и Италиане не разумеюще знаменования имене Славянин или Славин развратили его в Склавин [по руски неволничище] и в Силаво [то есть неволник значит по Руски] которое прегрешение како вошло, последовано в подлинных писмах Прокопия Цесарииского Гиорнанда, и Бенда, мышлю что се погрешение должно вменити мягконежности языка Италианского, которые да избегнут жестокости проношения часто произглашают извергая литеру например, яко место Флато Фято, вместо Плаце Пяце, и тако место Славо Сяво, творяще малое разнство в произглашении сяво или сцяво, влагая букву Ц. Отсюду случилося что списатели мало искусные в языке Италианском хотяще писати по латине, не превели, или неположили Славо [78] но склаво [неволник] еще может быти яко cиe случилося ради малыя приязни, наипаче от ненависти зело великия от Италиан, наиболши же от оных, которые живут при мори Адриатском, понеже они в прешедших временех от сего народа Славянскаго зело были утомлены, и мало не вси изгублены. Иоанн Дубравии, списатель славныи, мнит, что cиe речение Славо или Словянин, произходит от Слова, толико паче что все народы Сарматские рассеянные по многим странам расстоящымся, глаголюще единым темже языком, проложили себе сами оное имя Словины. Мартин Кромер, началник уверения, утверждая тожде, приложил яко оные люди нарекошася Словянами, да назначат себе истинными твердыми и постоянными в содержании слова данного комулибо; и яко в древних временех, и не в давных, оные люди страдали скореише вся тщеты, наипаче и самую смерть, нежели изменити слово. Понеже было между ими позволено сотворити отмщение слова изменнику, или преступнику своего слова, пощочиною пред народом, и оружием.
Но оставив вышереченная претолкования сказую, что оное имя славо не произведеся от инуду разве от имене Славянин Слава, которое имя восприяли вси люди тояжде породы изшедшыя из Сармации, последи Славы толиких ради исправлении славнеиших, которыя содеяли всем своим странам [79] сродственным, во утверждение вящшее сея истинны, окончавали имяна собсшвенная своих правителеи и Королеи славнеиших, сим гласом Слава или Славянин якоже на пример; Станислав, Венцеслав, Владислав, Доброслав, Радослав, Болеслав, и иная тако учиненная имена. Многие искусные списатели, имеют сицевое мнение предреченное. Иеремии Русянин утверждает тое во описании о знаменитых боях случившихся при границах Россииских в лето 1118, сказуя: нарицаются Славяне [якоже изобретаю, в древних изданиях наших предков.] за многие победы исправленые и явно учиненные от них, Бернард Юстиниан, списатель Венецкии, между иными многими, исповедует в третиеи книге Истории Венецкои, яко Славяне притяжали cиe славное имя чрез оружие, и самым делом слава природная, и наследничная во оружии, приналежит Славяном паче, нежели иным народом светским. Понеже носили своя победителная оружия во Асию, в Европу, и Африку, под имяны Вандалов, Бургундионов, Готфов, Остроготфов, Визиготфов, Гепидов, Гетов, Аланов, Верлов или Ерулов, Аваров, Скирров, Гирров, Меланкленов, Баштарнов, Певчов [Печенегов], Даков, Шведов, Норманнов, Феннов или Финнов, Угров или Ункранов, Маркоманнов, Квадов, Фраков, и Иллириан, которые вси были едина таяжде порода Славянская, тогожде языка. И егда [80] вышли из Скандинавии, их общего отечества, нарицалися вси [о кроме иллирианов и Фраков] единым токмо именем общим Готфским, от cиx Готфов восприяли начало Славяне Антяне, Скирры, Авары, Аланы и протчие единаго тогожде отечества Сармации. Готфы, Ванданы, Визиготфы, Гепиды, Меланклеины, и Геты, были разны именами едиными, в протчем же согласовалися. Были белы телом, власами желтоваты, возрастом велики, единых техже законов, и тояжде веры, и един тоиже язык имели, нарицаемыи Готфскии; Ныне же [понеже суть Вандалы истинные Готфы.] невозможно отперется, что Славяне таяжде суть породы с Готфами, егда вси списатели славные в том согласуются, яко Вандалы и Славяне были единаго тогожде народа: Вестфалы и Освалы были Вандалы же, еще Сии не единым точию и особливым имянем, но многими и разными именами были называеми: Вандалы, Венедами, Вендами, Генетами, Венетами, и Славянами. Народ Вандалскои занял во Европе, от севера до полудни, весь оныи кряжь, которыи протязается между морем Германским, и Средиземным [Медитерранским] убо того ради Москвитяне, Россиане, Поляки, Чехи, Черкасы, Далматяне, Истриане, Карваты, Бошнаки, Булгары, Рашчане, и протчие ближние, аще и различны суть именами своиственными: однакоже были тогожде единаго племене Вандалского, единаго языка общаго [81] всем. Обретается в летописях Россииских, что пришед в несогласие Русси, ради обрания нового Князя, послали в Вагрию город, и в провинцию, в прошлых временех зело славную Вандалов, стоявшую в нынешнеи ближности Любеки: да бы имети каковалибо правителя от оного народа, им во всем единообразного. Оныи же народ послал в Россию трех братов, произшедших из единые породы, славнеиших и велеможнеиших Вандалии, нарицаемых Рюрика, Синява, и Трувора. Рюрик восприял владение Нова града; Синяв поставил свое владетелство на беле озере, а Трувор восприял Княжение Пскова, и пребывательство свое во граде Сворчех. Алане, Вандалы, Шведы, и Бургундяне, были Королевства Полского, и имели тоиже един язык Полскии, или Славянскии; Первые Чехи восприяли начало произведение от cиx Аланов.
Верлы, или Эрулы, были от сего народа Славянскаго тако наречени, понеже имя Верлы на языке Славенском, значит люд свирепыи, жестокии и гордыи.
Авары, Баштарны, Певчены, и Финни, были от техже людеи Славянских: Авары нарицали своего Царя Хаганом, или Коганом якоже творяху и Болгары Славяне.
Скирры, и Гирры, были Венеды, или Славяне, которые в прешедших временех жителствовали такожде [82] в Дакии, и тамо названи быша Даки: Прежде же нахождения Гуннов, обитали оные в местах купно с Римляны; того ради и ныне сему пребывает память в Дакии; понеже в Молдавии и во Влахии [яже есть древняя Дакиа] в народных писмах, и в службах Божественных употребляют язык и начертания Славянская. Молдавы более сходствуют своиству наречия Рускаго, якоже Влахи более подражают Рашковцем.
Шведы или Швевы, Норманы и Булгары суть такожде люди Славяне: понеже первые суть началородия Норманом и Булгаром.
Унгряне или Угры, имеют часть тогожде народа Славянскаго.
На конец Маркоманны, и Квады толико прославленные в повестех, такожде быша Славяне, понеже от древнего единства глаголания, утверждается пространно единство породы.
Вси люди вышереченные, употребляли еще от техже имян своиственных во означении Людеи высокопочтенных: якоже Видимир, Валумир, Сигимир, Феодомир, Фригимир, Свеулад или Сисвалд, Селимир, Гелмир, Радогаст, Рахимир, Раимир, Санхо, Сигизмир, Визумар, Витиз, Мизислав, Оттокар, Вигислав, Симгибан, Предемир, и Обрад, вся имена своиственная Славян. Ко светлости и славе их, еще прилагается, яко не точию мущины, [83] но и женщины в вечную память произошли оружием, якоже Амазонки, жены бывшые Сармат Славянов.
Оглавление СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО |